Главная Контактная информация Карта сайта

Тел./факс: +7 (499) 237-2271
Английская версия
 

Европейская спецификация MoReq (Model Requirements for the Management of Electronic Records1) за время, прошедшее с ее создания в 2001 г., получила широкое признание сообщества пользователей и разработчиков систем электронного документооборота во многих странах Европы и за ее пределами. Спецификация MoReq переведена более чем на 10 языков, в т.ч. и на русский.

Государственные и коммерческие организации в своей деятельности все больше и больше полагаются на электронные документы, не всегда уделяя должное внимание функциональной полноте и степени методической проработки систем электронного документооборота. В этой ситуации следование рекомендациям MoReq позволяет существенно снизить риски, связанные с несоблюдением сроков хранения документов, обеспечением их юридической значимости и информационной безопасности.

MoReq детально описывает функциональные требования, которым должна соответствовать информационная система, чтобы обеспечить юридическую значимость электронных документов, получаемых и создаваемых в ходе деятельности организаций. Требования MoReq изложены таким образом, что они одинаково и однозначно понятны документоведам и ИТ-специалистам, и поэтому MoReq завоевала популярность как своего рода «протокол обмена» между пользователями и разработчиками.

Учитывая, что жизнь не стоит на месте, стандарты и спецификации должны постоянно развиваться, чтобы поддерживать и продвигать новые эффективные подходы и практики. Также, в первой версии MoReq некоторые вопросы остались за рамками рассмотрения, в частности, не было предусмотрено механизма официального тестирования и сертификации программных продуктов на соответствие MoReq.

Поэтому Европейская Комиссия приняла решение провести тендер на разработку новой версии спецификации – MoReq2. Обновление и доработка MoReq2 предпринимается в рамках программы развития сервисов электронного правительства IDABC (см. http://ec.europa.eu/idabc/en/home) и финансируется из бюджета Европейской Комиссии. (Что, кстати, обеспечивает публичную доступность MoReq в отличие от платных стандартов как, например, ISO.) MoReq2 должна способствовать достижению целей, заявленных в плане действий по развитию электронного правительства до 2010 г. (i2010 eGoverment action plan), где говорится, что электронные архивы являются ключевым фактором для создания электронного правительства в Европе.

Тендер на разработку MoReq2, итоги которого были официально объявлены в начале 2007 г., снова выиграла английская консалтинговая фирма Cornwell (www.cornwell.co .uk), разработчик первой версии MoReq. Разработку системы тестов для оценки программных продуктов на соответствие MoReq2 будет вести немецкая фирма Imbus AG (www.imbus.de ), лидер в области независимого тестирования программного обеспечения.

Согласно тендерной документации 2, в MoReq2 планируются следующие усовершенствования и новшества:

  • Унификация терминологии со стандартом ISO 15489 и учет изменений в других стандартах и документах, на которые ссылается MoReq: UK TNA 2002, DOMEA CONCEPT (Германия), NOARK (Норвегия), Swedish Transfer Method (Швеция), REMANO (Голландия), Sahke-project (Финляндия), US Department of Defense 5015.2 (США), ISAAR(CPF).
  • Фундаментальное новшество – разработка системы тестов для оценки и сертификации программных продуктов, их внедрений и услуг. Это превратит MoReq2 из методического пособия в настоящий стандарт, соответствие которому можно будет официально подтвердить.
  • MoReq2 должна учитывать национальную специфику. Для этого вводится особая «нулевая» глава для каждой страны, которая должна учитывать местное законодательство, традиции и концепции документирования.
  • Разделение MoReq2 на базовый и опциональные модули. В свою очередь, требования базового или опциональных модулей могут быть обязательными или рекомендательными. Тестирование и сертификация возможны по-модульно.

Проектом MoReq2 предусмотрены следующие опциональные модули:

  • Управление физическими и гибридными документами;
  • Управление информационными материалами и коллективная работа;
  • Интеграция с системами управления деловыми процессами;
  • Работа с прецедентами (Case work) – т.е. работа по «вопросу»;
  • Интеграция с системами управления контентом (содержанием);
  • Электронная подпись, шифрование и электронные водяные знаки;
  • Распределенные системы (все требования к распределенным системам будут собраны воедино в этом модуле);
  • Работа в офф-лайн и в удаленном режиме;
  • Определение и описание процессов делопроизводства;
  • Интеграция с факс-системами;
  • Категории безопасности (или мандатный доступ).

Обсуждение MoReq2 должно происходить гораздо более широко, в нем примут участие специалисты из разных стран, представители правительственных и коммерческих организаций, фирм-разработчиков и профессиональных объединений.

Россию в этом сообществе будет представлять Гильдия Управляющих Документацией - единственное профессиональное объединение специалистов и практиков в области традиционного и электронного документооборота. 3

Дальнейшее развитие в России рынка электронного документооборота и переход к цивилизованным формам конкуренции возможны только при наличии и восприятии поставщиками и потребителями внятных отраслевых стандартов, которые позволят дать адекватную оценку предлагаемым решениям. MoReq2, наследуя весь положительный опыт первой версии MoReq, несомненно, является тем инструментом, который позволит успешно решать задачи выбора, сравнения и оценки систем электронного документооборота.

Гильдия Управляющих Документацией планирует привлечь к обсуждению проекта MoReq2 ведущих российских специалистов, а также пользователей СЭД, чтобы тот ценный опыт и практика работы с документами, которая сложилась в России, нашли свое отражение в новой редакции MoReq.

Одним из наиболее существенных новшеств в MoReq2 является система сертификации программных продуктов на соответствие требованиям спецификации. Гильдия Управляющих Документацией предприняла все необходимые к этому организационные шаги и готова будет приступить к сертификации сразу же, как будет опубликован окончательный вариант MoReq2. (Ожидается, что это произойдет в начале 2008 г.)

Однако, учитывая опыт предварительной экспертной оценки некоторых отечественных программных продуктов, можно утверждать, что для получения сертификата MoReq2 отечественным разработчикам предстоит проделать большую работу по доведению своих продуктов до нужного уровня. Эксперты Гильдия Управляющих Документацией готовы оказать профессиональную помощь компаниям-разработчикам и подготовить их к предстоящей сертификации.

В результате в выигрыше окажутся, прежде всего, пользователи систем электронного документооборота, которые получат более качественные и функционально полные продукты, а также, инструмент для их оценки, который позволит принимать решения о выборе СЭД полагаясь не на собственную интуицию и рекламные обещания разработчиков, а на систему объективных и практичных требований, коей является спецификация MoReq2.



1 - Оригинальный текст MoReq: http://ec.europa.eu/idabc/servlets/Doc?id=16847 Русский перевод: www.gdm.ru

2 - Полный текст - http://www.cornw.co.uk/documents/MoReq2%20Scoping%20Report.pdf

3 - Полный список компаний, принимающих участие в проекте MoReq2:

Adobe, CA, EMC, IBM, Microsoft, Oracle and SAP. Other ERM system suppliers, specialists and industry bodies involved in shaping MoReq2 include Anite, ARMA International, BCC Services, Captaris, Dexmar, DigitalPreservationEurope, Document@Work, Docuware, Fabasoft, gedas, Haessler Information, Hyperwave, ICZ, IDOX, International Council on Archives, Melon Web, Merido, Objective, Open Text, Records Management Society, Records Managers Guild (Russia), Scientific Archivists Group, SER Solutions, Society of Archivists Ireland, Spescom Software, Tower Software UK, Vignette Europe and Xerox Global Services.


Члены
Гильдии Управляющих Документацией

     

Дистанционное обучение по образовательным программам
курсов повышения квалификации
  Лицензия № 039458   Государственная аккредитация № 0210

Наши слушатели

Курсы повышения квалификации руководителей, специалистов в сфере ДОУ и электронного документооборота, секретарей-референтов 
на 2018год.
Современные технологии в работе службы ДОУ
Современные технологии в работе секретаря-референта, помощника руководителя19-24 ноября 2018
17-22 декабря 2018
Современные технологии в работе с электронными документами


Полный перечень законодательных актов на CD
Законодательные, иные нормативные правовые акты, методические документы в сфере информации и документации до 2018 года.
Заказать