"Прикладные информационные технологии в Государственной Думе"
"Прикладные информационные технологии в Государственной Думе"
Мандрабура Василий Николаевич - зам. начальника управления - начальник отдела информационных технологий Управления информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы
Разработка и внедрение современных прикладных информационных технологий - сложный и трудоемкий процесс, требующий решения целого комплекса взаимосвязанных задач. Применительно к созданию и сопровождению прикладных информационных технологий в Государственной Думе в составе этого комплекса можно выделить три основные группы задач:
- методологические;
- организационно-технические;
- информационно-технологические.
В методологическом плане целью внедрения прикладных информационных технологий является повышение эффективности работы Аппарата по правовому, организационному, документационному, информационному, финансовому, материально-техническому и социально-бытовому обеспечению деятельности депутатов Государственной Думы. В соответствии с этим в основу создания прикладных автоматизированных систем положены результаты тщательного анализа как действующих документов, регламентирующих ведение названных направлений обеспечения, так и сложившейся практики выполнения этих работ в подразделениях Аппарата. Анализ проводится с участием заинтересованных подразделений, которые в дальнейшем и осуществляют методическое руководство работами по созданию и внедрению прикладных систем.
В организационно-техническом плане разработка прикладных технологий ведется на основе утвержденных руководящих и организационно-методических документов, определяющих цели и порядок выполнения работ на различных стадиях - технические требования, технические задания, положения о системах, распоряжения об опытной эксплуатации и вводе в плановую эксплуатацию и т.п. Разработка систем ведется как непосредственно силами управлений, так и с привлечением контрагентов из числа ведущих отечественных организаций.
В информационно-технологическом плане прикладные автоматизированные системы являются одним из важнейших элементов информационно-телекоммуникационной системы Государственной Думы, аппаратно-программную основу которой составляет компьютерная сеть, включающая в настоящее время более 1700 рабочих станций, 70 серверов локальных сетей, 60 технологических серверов и более 315 единиц активного сетевого оборудования. В составе ИТКС функционирует система электронной почты и Интранет-система Государственной Думы, объединенная с Интранет Совета Федерации, ЦИК, Мэрии Москвы, рядом законодательных органов субъектов Российской Федерации и др. Оборудование и ПО систем передачи данных ИТКС обеспечивает возможность удаленного доступа депутатов к прикладным информационным системам Государственной Думы. Подробнее состав и структура ИТКС будет рассмотрена в секционном докладе В.А. Волнистова.
Состав и краткая характеристика
прикладных информационных систем Государственной Думы
К настоящему времени в Государственной Думе разработаны и находятся в стадиях плановой или опытной эксплуатации более 30 прикладных автоматизированных систем, программных комплексов и задач, состав которых можно классифицировать по видам обеспечения деятельности депутатов и подразделений Аппарата.
Обеспечение законодательного процесса.
Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД)предназначена для повышения эффективности законопроектной работы депутатов, внешних СПЗИ и сотрудников Аппарата Государственной Думы за счет использования аппаратных и информационно-программных средств на всех этапах законодательной процедуры. Первая очередь системы функционирует в Государственной Думе с апреля 1997 г. В АСОЗД находится информация о прохождении всех законопроектов, поступивших в Государственную Думу II созыва, начиная с января 1996 года. В настоящее время системой охвачены все подразделения Думы. Доступ к размещению информации в системе имеют около 500 пользователей на основе утвержденной структуры системных имен и паролей, доступ для просмотра информации имеют все пользователи Интранет ГД.
Система электронного голосования включает 470 рабочих мест депутатов и обеспечивает оперативную регистрацию участников заседаний и подсчет результатов голосования с выдачей соответствующей сводной и детализированной информации.
Организационное обеспечение
Автоматизированная система организационного управления (АСОУ) предназначена для поддержки процессов планирования рассмотрения вопросов Государственной Думой и координации деятельности комитетов, фракций, депутатских групп. Функционирует с 1998г. Обеспечивает автоматизированный процесс формирования и контроля реализации Примерной программы законопроектной работы на очередную сессию Государственной Думы и Календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц.
Автоматизированные системы "Учет протокольный поручений" и "Учет парламентских запросов" введены в эксплуатацию в 1996-1998 г.г.
Документационное обеспечение
Система делопроизводства и документооборота (САДД) обеспечивает регистрацию внешних и внутренних документов, учет движения документов (документооборота) внутри Государственной Думы, регистрацию исходящих документов, списание документов "В дело", контроль за своевременным исполнением документов, поиск документов по различным критериям и получение статистических отчетов по документообороту Государственной Думы. В эксплуатации с 2000 г. Общее число документов, обрабатываемой в системе за год - более 140000. Общее число пользователей в ГД - 210.
Система "Отправка исходящей корреспонденции" обеспечивает регистрацию исходящей корреспонденции, направляемой в адрес депутатов ГД, членов СФ, организаций и граждан, формирование реестров отправки фельдсвязью или почтой и др. В эксплуатации с 1994 г. .
Система "Депутатская почта" обеспечивает регистрацию корреспонденции, поступающей в адрес депутатов ГД, поиск и просмотр зарегистрированной корреспонденции, печать списков рассылки и формирование статистических данных. В эксплуатации с 1997 г.
Обеспечение работы с обращениями граждан и общественных организаций
Автоматизированная система "Приемная ГД" предназначена для автоматизации технологических операций, связанных с обработкой письменных и устных обращений граждан в Государственную Думу. В системе формируются документы - извещения, направляемые гражданам и сопроводительные письма, направляемые в подразделения Государственной Думы и внешние организации. Обеспечивается автоматизированный контроль исполнения документов по обращениям граждан. Действующая версия системы находится в эксплуатации с начала 2002 г. В составе системы функционирует 28 рабочих мест. За год в системе обрабатывается более 40 тыс. письменных обращений граждан и более 4,5 тыс. обращений граждан на личном приеме.
Обеспечение работы с кадрами
Автоматизированная информационная система "Кадры" предназначена для хранения информации о депутатах, помощниках депутатов и работниках Аппарата ГД с выполнением: работ со штатным расписанием, получения статистической информации, обработки запросов на поиск информации по наборам критериев для Руководства ГД и ряда подразделений аппарата ГД. В настоящее время в составе АИС "Кадры" функционируют более 50 рабочих мест, в системе хранится информация по более 30000 персоналий. Система находится в плановой в эксплуатации с 2001 г.
Финансовое, материально техническое и социально-бытовое обеспечение
В настоящее время в Государственной Думе эксплуатируются ряд систем, автоматизирующих отдельные участки деятельности Управления делами ГД (размещение в гостиницах и др.). Ведется разработка "Системы комплексной автоматизации финансово-хозяйственной деятельности ГД".
Системы автоматизации работ в отдельных подразделениях Аппарата ГД
К числу этого вида систем относятся системы учета загранкомандировок, системы автоматизированного ведения видеоархива и др.
Интеграция прикладных систем Государственной Думы
Большинство из перечисленных выше прикладных систем различным образом интегрированы между собой. Здесь можно выделить два типа интеграции - технологическую и информационно-методическую. Технологическая интеграция организована как на уровне входных-выходных данных, так и на уровне внутренней информации в базах, например, различного рода справочников. Информационно-методическая интеграция предполагает комплексное использование данных, хранящихся и формируемых в прикладных информационных системах, для организации автоматизированного информационного обеспечения деятельности Государственной Думы и подготовки материалов аналитического обеспечения. Получаемые таким образом сведения служат, наряду с автоматизированной библиотечно-информационной системой, основой для реализации информационно-аналитического и правового обеспечения деятельности ГД в объединенной сети Интранет.
Перспективы развития
прикладных информационных систем Государственной Думы
Основными направлениями развития прикладных информационных систем являются:
в методологическом плане - совершенствование и развитие функциональных возможностей разработанных систем с учетом результатов их эксплуатации и рекомендаций пользователей, ввод в эксплуатацию новых систем на единой методической основе;
в организационно-техническом плане - уточнение и развитие основных положений документов, определяющих порядок разработки, внедрения и эксплуатации автоматизированных систем ( в том числе дальнейшее поэтапное внедрение современных методов и стандартов управления ИТ-проектами и обеспечения их качества);
в информационно-технологическом плане - обеспечение проведения единой технологической политики при реализации автоматизированных систем, в частности, использование Интернет-технологий и тонких клиентов.
Планирование работ по созданию прикладных информационных технологий в Государственной Думе ведется с учетом положений действующих федеральных программ, в том числе Программы "Электронная Россия. 2002-2010 годы", относящихся к сфере ведения Государственной Думы.
Организация делопроизводства - это отрасль по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения. Делопроизводство непосредственно связанно с созданием документов, рассматривает вопросы движения и учета документов. Ведение и организация делопроизводства осуществляется должностными лицами, которые несут ответственность за его организацию, учет и сохранность документов. Организация делопроизводства состоит из этапов: 1) первичная обработка поступивших документов; 2) предварительное рассмотрение документов; 3) регистрация; 4) рассмотрение документов руководством; 5) направление на исполнение; 6) контроль исполнения; 7) формирование дел; 8) оформление дел; 9) передача дел в архив.
Документационное обеспечение управления
В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" документационное обеспечение управления (ДОУ)– это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Термины делопроизводство и документационное обеспечение управления в соответствии с ГОСТом Р 51141-98 употребляются как синонимы, однако между ними все-таки существуют некоторые различия. Первый из них, делопроизводство, преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами. Второй – документационное обеспечение управления подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами.
Курсы повышения квалификации секретарей-референтов, помощников руководителя (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя »)
Цель курсов повышения квалификации секретарей-референтов (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя ») - предоставление современной и точной информации по делопроизводству, научной организации труда и коммуникационным навыкам. Полноценные « курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя » (72 учебных часа) – это возможность приобрести новые знания и навыки. Профессия секретаря востребована на каждом предприятии, как правило, секретарь отвечает за оформление деловых бумаг и документооборот в секретариате руководителя. Предлагаемые « курсы секретаря », « курсы секретарей, помощников руководителя » позволят соответствовать абсолютно всем современным требованиям, которые только могут предъявить современные работодатели.
Курсы повышения квалификации специалистов в области ДОУ (« курсы делопроизводства » и « курсы документооборота »)
« Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » включают в себя организацию делопроизводства, с учетом лингвистических особенностей служебного документа, основы кадрового документоведения и архивирования, этикет и психологию делового общения, включая имидж сотрудника службы ДОУ. « Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » позволяют получить необходимые навыки составления и оформления документов предприятий всех видов собственности. Прослушавшие « курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » специалисты получают свидетельство государственного образца.
Семинары, круглые столы, мастер-классы по проблемам делопроизводства (« Семинары делопроизводства »)
Предлагаемые программы семинаров, круглых столов, мастер-классов по проблемам делопроизводства (« семинары делопроизводства ») – это интегрированные информационно-консультационные образовательные мероприятия для специалистов в области ДОУ, сочетающие в себе отрасли знаний отдельно по проблемам в сфере делопроизводства, научной организации труда, бизнес-этикета и методики овладения профессиональными навыками. « Семинары делопроизводства » рассчитаны на руководителей и специалистов секретариатов, канцелярий, делопроизводственных и архивных служб коммерческих и государственных структур. « Семинары делопроизводства » носят практический характер, тематика программ подбирается с учетом актуальности и потребности предприятий и учреждений различных форм собственности, численности работающих, сферы деятельности.