"Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности"
"Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности"
Медведь Владимир Иванович - заместитель начальника отдела информационных технологий Управления информационно-технологического обеспечения Аппарата Государственной Думы Российской Федерации
В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации разработана и с июня 2001 года находится в плановой эксплуатации Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД).
АСОЗД функционирует в соответствии с Регламентом Государственной Думы и распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы. Согласно этим документам, функционирование АСОЗД обеспечивают аппараты комитетов Государственной Думы, Секретариат Совета Государственной Думы, Отдел по работе с документами Секретариата Председателя Государственной Думы, Управление документационного обеспечения, Организационное управление, Правовое управление, Парламентская библиотека и Управление информационно-технологического обеспечения. С 46 (плюс 2 в Аппарате Совета Федерации) автоматизированных рабочих мест в этих подразделениях в АСОЗД вводится учетная информация о поступлении в Государственную Думу законопроектов, их прохождении по этапам законодательной процедуры вплоть и опубликовании подписанных Президентом Российской Федерации законов, а также размещаются электронные версии текстов законопроектных документов.
Порядок ввода учетной информации о прохождении законопроектов и законов, а также размещения в системе электронных версий текстов законопроектов (законов) и сопровождающих их материалов определяется документами, утвержденными руководством Аппарата Государственной Думы и согласованными Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной Думы.
Назначение и функции АСОЗД
АСОЗД предназначена для обеспечения субъектов федерального законодательного процесса информацией о ходе и результатах рассмотрения законопроектов и законов и ее обработки в целях осуществления и совершенствования законодательной деятельности.
В настоящее время с помощью АСОЗД осуществляется:
- сбор, хранение, программно-технологическая обработка и представление в электронном виде субъектам права законодательной инициативы, другим пользователям системы достоверной, актуальной учетной и текстовой информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям федерального законодательного процесса;
- размещение непосредственно в системе электронных версий текстов законопроектов, законов и основных сопровождающих их документов (тексты внесенных законопроектов, тексты законопроектов к очередным чтениям, заключения ответственного комитета на законопроект, таблицы поправок к законопроектам, подготовленным ко второму чтению; тексты законов в редакции согласительной или специальной комиссии, итоговые протоколы заседаний согласительной или специальной комиссии; законы, вносимые на рассмотрение Государственной Думы в редакции, предложенной Президентом Российской Федерации или с учетом его предложений; заключения Правового управления и некоторые другие);
- автоматизированное формирование интегрированных документов о ходе и результатах законодательной деятельности (примерная программа законопроектной работы Государственной Думы на сессию, календарь рассмотрения вопросов на пленарных заседаниях, порядок работы Государственной Думы на очередное заседание, повестка заседаний и результаты рассмотрения законопроектов и законов на заседаниях Совета Государственной Думы, на пленарных заседаниях палаты, информация по последним событиям прохождения законопроектов и законов);
- автоматизированный расчет с клиентских рабочих мест более 60 статистических показателей хода и результатов федерального законодательного процесса;
- автоматизированный контроль полноты и достоверности основной учетной информации о прохождении законопроектов и законов по стадиям законодательного процесса;
- оперативный поиск необходимой пользователю информации, содержащейся в системе;
- распечатка содержащейся в системе информации.
Доступ к информации в АСОЗД
В рамках объединенной сети Интранет Государственной Думы и Совета Федерации реализовано три вида доступа пользователей к информации в АСОЗД:
- свободный доступ для просмотра информации обеспечен для всех пользователей Интранет, включая имеющие доступ к Интранет Государственной Думы региональные органы законодательной власти;
- для размещения в системе текстовой информации и данных о текущем состоянии законопроекта (закона) доступ обеспечен для сотрудников Аппарата Государственной Думы в соответствии с утвержденным перечнем видов информации, вводимой или размещаемой подразделениями Аппарата Государственной Думы, и утвержденным списком сотрудников его подразделений, осуществляющих ввод и размещение информации с использованием пароля;
- для размещения в системе электронных версий текстов вносимых в Государственную Думу законопроектов и сопровождающих их документов обеспечен доступ только субъектам права законодательной инициативы с индивидуальным системным именем и паролем.
С апреля 2002 г. депутаты Государственной Думы самостоятельно или через своих помощников размещают в системе электронные версии текстов вносимых ими законопроектов и сопровождающих их документов, что обеспечивает возможность всем пользователям АСОЗД через Интранет Государственной Думы работать с ними практически сразу после их внесения, что позволяет интенсифицировать законодательный процесс. Размещаются и законодательные инициативы других субъектов права законодательной инициативы. Налажен контроль размещения электронных версий текстов законопроектных документов.
В рамках АСОЗД созданы методические и технологические возможности для размещения непосредственно в этой системе электронных версий текстов законопроектов, вносимых всеми субъектами права законодательной инициативы. Депутаты Государственной Думы высказывают настоятельную потребность в получении электронных версий текстов законопроектов, вносимых, прежде всего, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в целях ускорения их рассмотрения и принятия.
Результаты работы АСОЗД
Функционирование АСОЗД позволило в определенной степени интенсифицировать и оптимизировать законодательную деятельность Государственной Думы. Наличие в системе полной и достоверной учетной информации о прохождении законопроектов и законов позволило произвести ревизию законопроектов, перешедших от Государственной Думы первого и второго созывов. В результате более 1100 законопроектов и законов, работа над которыми по данным АСОЗД. не была завершена Государственной Думой второго созыва, были распределены по ответственным комитетам Государственной Думы третьего созыва или по предложениям комитетов сняты с рассмотрения палаты.
Принятые на основе данных АСОЗД руководством палаты организационные меры привели к тому, что впервые с начала работы Государственной Думы была преодолена тенденция накопления незавершенной палатой законодательной работы. Если с начала работы Государственной Думы третьего созыва превышение количества внесенных в Государственную Думу третьего созыва законопроектов над количеством завершенных рассмотрением палатой законопроектов и законов составляло 244, на 3 марта 2001 г. - 118, на 18 мая 2001 г. - 31, то на 15 июня 2001 г количество завершенных рассмотрением палаты законопроектов и законов превысило количество внесенных в Государственную Думу третьего созыва законопроектов на 104 законодательных акта. А в апреле 2002 г. это превышение составило уже 217 законопроектов и законов.
В соответствии с внесенными в Регламент Государственной Думы дополнениями каждому законопроекту или закону присвоен индивидуальный регистрационный номер, что значительно ускоряет и облегчает их поиск и идентификацию.
В целом сегодня обеспечено стабильное и надежное функционирование первой очереди АСОЗД, ставшей для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, аппаратов обеих палат Федерального Собрания, аппаратов полномочных представителей Президент Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в Государственной Думе и других пользователей АСОЗД необходимым рабочим инструментом в законодательной деятельности.
Интеграция АСОЗД с другими системами
По технологии построения АСОЗД открыта для интеграции с другими автоматизированными системами, в том числе и внешними. В настоящее время она интегрирована с внедренными в Государственной Думе Системой автоматизированного делопроизводства и документооборота, Автоматизированной системой Организационного управления и Автоматизированной информационной системой "Кадры" в целях взаимного обмена информацией и оптимального обслуживания пользователей.
Возможности расширения состава пользователей АСОЗД
АСОЗД не имеет технологических ограничений по количеству пользователей. Для программно-технического подключения к АСОЗД новых пользователей как в режиме просмотра информации, так и в режиме ввода учетных данных о прохождении законопроектов (законов) и размещения электронных версий текстов законопроектных документов достаточно обеспечить их доступ к объединенной сети Интранет Государственной Думы и Совета Федерации.
Информационная безопасность в АСОЗД
В АСОЗД предусмотрены средства физической и программно-технической защиты информации, соответствующие современным требованиям к системам данного класса. Базы данных АСОЗД и критически важные приложения размещаются на выделенных серверах, к которым исключен доступ посторонних лиц. Для обеспечения непрерывности функционирования системы предусмотрено использование резервного сервера приложений. Сохранность информации в базах данных АСОЗД обеспечивается автоматической системой периодического резервного копирования информации.
Для защиты от несанкционированного доступа с рабочих станций Интранет в АСОЗД предусмотрена специальная система имен и паролей пользователей.
Вход в АСОЗД с правами администратора обеспечивается только со специальных технологических станций и защищен многоуровневой защитой.
Список сотрудников подразделений Аппарата Государственной Думы, осуществляющих ввод и размещение информации в АСОЗД, ежегодно утверждается руководством Аппарата Государственной Думы.
Перспективы развития АСОЗД
Разрабатывается концепция второй очереди АСОЗД с перспективной целью информационно-технологического обеспечения:
- интеграции федерального законодательного процесса и региональных законодательных процессов;
- автоматизированного анализа состояния правового поля России и выявления объективных потребностей его корректировки и дополнения;
- улучшения на этой основе планирования законодательной деятельности;
- оптимизации законодательной деятельности;
- автоматизации процесса подготовки текстов законопроектов.
В настоящее время работы ведутся по следующим направлениям:
- программно-технологическое обеспечение перехода на Интранет-технологию ввода в АСОЗД учетной информации о прохождении законопроектов и законов, размещения электронных версий текстов законопроектных документов и автоматизированного формирования типовых законопроектных документов, подготавливаемых в Государственной Думе;
- разработка и внедрение нормативно - методических материалов и технологических программ автоматизированного формирования типовых законопроектных документов;
- разработка и внедрение методик и технологических программ автоматизированной подготовки депутатами Государственной Думы поправок к законопроектам, подготавливаемым ко второму чтению, и формирования таблиц поправок;
- подготовка методики и технологических программ автоматизированного контроля ввода в АСОЗД всех учетных данных о прохождении законопроектов и законов в Государственной Думе и размещения электронных версий текстов законопроектных документов.
Организация делопроизводства - это отрасль по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения. Делопроизводство непосредственно связанно с созданием документов, рассматривает вопросы движения и учета документов. Ведение и организация делопроизводства осуществляется должностными лицами, которые несут ответственность за его организацию, учет и сохранность документов. Организация делопроизводства состоит из этапов: 1) первичная обработка поступивших документов; 2) предварительное рассмотрение документов; 3) регистрация; 4) рассмотрение документов руководством; 5) направление на исполнение; 6) контроль исполнения; 7) формирование дел; 8) оформление дел; 9) передача дел в архив.
Документационное обеспечение управления
В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" документационное обеспечение управления (ДОУ)– это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Термины делопроизводство и документационное обеспечение управления в соответствии с ГОСТом Р 51141-98 употребляются как синонимы, однако между ними все-таки существуют некоторые различия. Первый из них, делопроизводство, преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами. Второй – документационное обеспечение управления подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами.
Курсы повышения квалификации секретарей-референтов, помощников руководителя (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя »)
Цель курсов повышения квалификации секретарей-референтов (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя ») - предоставление современной и точной информации по делопроизводству, научной организации труда и коммуникационным навыкам. Полноценные « курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя » (72 учебных часа) – это возможность приобрести новые знания и навыки. Профессия секретаря востребована на каждом предприятии, как правило, секретарь отвечает за оформление деловых бумаг и документооборот в секретариате руководителя. Предлагаемые « курсы секретаря », « курсы секретарей, помощников руководителя » позволят соответствовать абсолютно всем современным требованиям, которые только могут предъявить современные работодатели.
Курсы повышения квалификации специалистов в области ДОУ (« курсы делопроизводства » и « курсы документооборота »)
« Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » включают в себя организацию делопроизводства, с учетом лингвистических особенностей служебного документа, основы кадрового документоведения и архивирования, этикет и психологию делового общения, включая имидж сотрудника службы ДОУ. « Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » позволяют получить необходимые навыки составления и оформления документов предприятий всех видов собственности. Прослушавшие « курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » специалисты получают свидетельство государственного образца.
Семинары, круглые столы, мастер-классы по проблемам делопроизводства (« Семинары делопроизводства »)
Предлагаемые программы семинаров, круглых столов, мастер-классов по проблемам делопроизводства (« семинары делопроизводства ») – это интегрированные информационно-консультационные образовательные мероприятия для специалистов в области ДОУ, сочетающие в себе отрасли знаний отдельно по проблемам в сфере делопроизводства, научной организации труда, бизнес-этикета и методики овладения профессиональными навыками. « Семинары делопроизводства » рассчитаны на руководителей и специалистов секретариатов, канцелярий, делопроизводственных и архивных служб коммерческих и государственных структур. « Семинары делопроизводства » носят практический характер, тематика программ подбирается с учетом актуальности и потребности предприятий и учреждений различных форм собственности, численности работающих, сферы деятельности.