"О проблемах создания стандартов и протоколов взаимодействия автоматизированных систем документационного обеспечения управления"
"О проблемах создания стандартов и протоколов взаимодействия автоматизированных систем документационного обеспечения управления"
Горностаев Владимир Павлович - управляющий делами
НП "Национальный Депозитарный Центр"
Создание стандартов и протоколов взаимодействия АИС ДОУ - закономерный этап развития автоматизированных информационных систем (АИС)
Примеры АИС при организации электронного документооборота в различных сферах деятельности.
1. Системы электронного документооборота при организации торгов на биржах России.
2. Системы электронного документооборота при депозитарном обслуживание.
3. Системы электронного документооборота при банковском обслуживание.
4. Системы электронного документооборота при взаимодействие регистратора и номинального держателя акций при составление списка владельцев именных ценных бумаг.
5. Разработка стандартов электронного обмена данными в книжной отрасли (книгоиздатели, книготорговцы и библиотечное дело).
6. Системы электронного документооборота с использованием бухгалтерских программ.
Развитие автоматизированных систем документационного обеспечения управления
Автоматизация деятельности делопроизводителя (регистрация, поиск и контроль исполнения документов).
Автоматизация взаимодействия "руководитель-сотрудник" ("начальник-подчиненный").
Автоматизации взаимодействия руководителей подразделений (руководитель-руководитель, сотрудник-сотрудник).
Особенности применения систем автоматизации документационного обеспечения управления состоят в том, что руководители, как правило, работают с бумажными документами, а непосредственно с системой автоматизации работают сотрудники, обеспечивающие деятельность должностных лиц или сотрудники служб документационного обеспечения управления.
Создание рабочей группы по разработке стандартов и протоколов взаимодействия АИС ДОУ
7 августа 2002 года подписано соглашение между "Гильдией Управляющих Документацией", ЗАО "АйТи. Информационные технологии", ВНИИДАД, ЗАО "Научно-технологический центр ИРМ", ЗАО "Компания ИнтерТраст", ООО "Электронные Офисные Системы", ООО "Информационные Бизнес Системы" о создании Стандартов и Протоколов взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления.
В соответствии с данным соглашением создана "Рабочая группа", которая непосредственно занимается разработкой Стандартов и Протоколов взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления. Руководитель "Рабочей группы" - исполнительный директор "Гильдии Управляющих Документацией" Афанасьев Сергей Иванович (gdm@rc.ru), заместитель руководителя "Рабочей группы" - Управляющий делами Некоммерческого партнерства "Национальный Депозитарный Центр" Горностаев Владимир Павлович (Gornostaev@ndc.ru).
Соглашение является открытым. К нему могут присоединиться другие организации, заинтересованные в разработке и поддержке стандартов и протоколов взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления.
Проблемы электронного документооборота
Проблемы создания стандартов и протоколов взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления неотделимы от проблем электронного документооборота.
1. Правовой статус организатора и координатора.
2. Терминология в области делопроизводства и документооборота (например, ГОСТ Р51141-98).
3. Нормативно-правовая база (например, Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти).
4. Обеспечение компьютерной техникой и средствами обмена информацией.
6. Трудности использования средств ЭЦП, различных разработчиков.
Пути решения задачи
Первый путь:
Классификация документов, используемых при обмене между организациями, компаниями.
Определение состава обязательных и необязательных реквизитов для каждого типа документа.
Определение содержания и размерности реквизитов.
Описание документов в формате XML.
Второй путь:
Определение перечня задач взаимодействия систем автоматизации документационного обеспечения управления.
Определение перечня документов, обеспечивающих взаимодействие между системами автоматизации документационного обеспечения управления.
Определение перечня реквизитов, необходимых для включения в электронный документ, обеспечивающий взаимодействие систем автоматизации документационного обеспечения управления.
Определение содержания и размерности реквизитов.
Разработка структуры XML - документа.
Разработка формата электронного документа с использованием XML.
Организация делопроизводства - это отрасль по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения. Делопроизводство непосредственно связанно с созданием документов, рассматривает вопросы движения и учета документов. Ведение и организация делопроизводства осуществляется должностными лицами, которые несут ответственность за его организацию, учет и сохранность документов. Организация делопроизводства состоит из этапов: 1) первичная обработка поступивших документов; 2) предварительное рассмотрение документов; 3) регистрация; 4) рассмотрение документов руководством; 5) направление на исполнение; 6) контроль исполнения; 7) формирование дел; 8) оформление дел; 9) передача дел в архив.
Документационное обеспечение управления
В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" документационное обеспечение управления (ДОУ)– это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Термины делопроизводство и документационное обеспечение управления в соответствии с ГОСТом Р 51141-98 употребляются как синонимы, однако между ними все-таки существуют некоторые различия. Первый из них, делопроизводство, преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами. Второй – документационное обеспечение управления подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами.
Курсы повышения квалификации секретарей-референтов, помощников руководителя (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя »)
Цель курсов повышения квалификации секретарей-референтов (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя ») - предоставление современной и точной информации по делопроизводству, научной организации труда и коммуникационным навыкам. Полноценные « курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя » (72 учебных часа) – это возможность приобрести новые знания и навыки. Профессия секретаря востребована на каждом предприятии, как правило, секретарь отвечает за оформление деловых бумаг и документооборот в секретариате руководителя. Предлагаемые « курсы секретаря », « курсы секретарей, помощников руководителя » позволят соответствовать абсолютно всем современным требованиям, которые только могут предъявить современные работодатели.
Курсы повышения квалификации специалистов в области ДОУ (« курсы делопроизводства » и « курсы документооборота »)
« Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » включают в себя организацию делопроизводства, с учетом лингвистических особенностей служебного документа, основы кадрового документоведения и архивирования, этикет и психологию делового общения, включая имидж сотрудника службы ДОУ. « Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » позволяют получить необходимые навыки составления и оформления документов предприятий всех видов собственности. Прослушавшие « курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » специалисты получают свидетельство государственного образца.
Семинары, круглые столы, мастер-классы по проблемам делопроизводства (« Семинары делопроизводства »)
Предлагаемые программы семинаров, круглых столов, мастер-классов по проблемам делопроизводства (« семинары делопроизводства ») – это интегрированные информационно-консультационные образовательные мероприятия для специалистов в области ДОУ, сочетающие в себе отрасли знаний отдельно по проблемам в сфере делопроизводства, научной организации труда, бизнес-этикета и методики овладения профессиональными навыками. « Семинары делопроизводства » рассчитаны на руководителей и специалистов секретариатов, канцелярий, делопроизводственных и архивных служб коммерческих и государственных структур. « Семинары делопроизводства » носят практический характер, тематика программ подбирается с учетом актуальности и потребности предприятий и учреждений различных форм собственности, численности работающих, сферы деятельности.