"Некоторые вопросы интеграции документационных систем и информационных технологий"
"Некоторые вопросы интеграции документационных систем и информационных технологий"
Мингалев Валерий Сергеевич - зав. отделом ВНИИДАД, к.и.н.
В ближайшем будущем ни одно изделие или услуга не могут быть проданы на мировом рынке без электронного паспорта (сопроводительного документа "от рождения продукта до его утилизации"). Необходимость организовать непрерывное сопровождение всего жизненного цикла продукта или услуги приводит к фактической замене понятия физического предприятия на т.н. виртуальное. Термин виртуальное предприятие означает группу производств объединенных единым информационным пространством, организующим весь жизненный цикл продукта или услуги. Появление термина виртуальное предприятие произошло из-за неизбежной в современном производстве системной специализации и огромного числа партнеров.
Основная проблема создания виртуального предприятия - интеграция документационных систем и информационных технологий. Тесное сотрудничество между организациями в рамках виртуального предприятия требует непрерывного сохранения интегрированности информации и единства документационной системы в процессе управления общим проектом, минуя границы и территориальное разделение организаций. Такая интеграция дает полную картину деятельности участников корпоративной системы и они сами и их структурные подразделения становятся прозрачными как по всем видам потребляемых ресурсов в рамках виртуального предприятия, так и по результатам деятельности, в том числе, промежуточным.
Интеграция систем документационного обеспечения и информационных технологий может повысить эффективность делового сотрудничества в рамках виртуальных предприятий, увеличить гибкость бизнес процессов и конкурентоспособность продукции, если обеспечит возможность одновременной и скоординированной работы на едином информационно-документационном поле множества территориально разделенных и информационно объединенных пользователей.
Исходной базой единой информационно-документационной среды, служит Единый словарь понятий, описывающий данную предметную область и древовидная структура проекта, полного электронного паспорта продукции, порождающего всю необходимую последующую информацию. Работа со словарем может осуществляться по технологиям обработки текстов документов на принципах использования гипертекстовых структур.
Тенденции развития современного производства приводят к необходимости создания многочисленных более или менее стабильных сообществ, в которых владельцы идеи, проекта (интеллектуальные собственники) становятся центром глобального сотрудничества, организуемого в форме виртуального предприятия. Виртуальное предприятие создается из различных предприятий на контрактной основе, не имеет единого юридического лица, но обладает единой информационно-документационной инфраструктурой.
Документационное обеспечение управления подобным предприятием качественно отличается от традиционного. Создание виртуальных предприятий - есть процесс организационного проектирования в условиях междисциплинарного обмена документированными знаниями, при котором границы между взаимодействующими организациями становятся прозрачными и подвижными, но жестко документально форматированными. основа виртуального предприятия - интеграционные информационно-документационные технологии. Такие технологии можно рассматривать как создание и внедрение нормативной документации, обеспечивающей интеграцию автоматизированных и информационно-документационных систем различных уровней и типов, направленных на обеспечение непрерывной информационной поддержки полного жизненного цикла продукции виртуального предприятия.
Эффективность применения интеграционных технологий предполагает обязательное соблюдение всеми участниками виртуального предприятия определенных и жестко регламентированных стандартов, принципов, процедур, правил.
Основа интеграционных технологий виртуального предприятия как высокоэффективной интегрированной структуры-холдинга есть технология описания продукта и его документации на основе международных стандартов (представления комбинированных документов, по передаче данных и др.). В качестве такого, очевидно, на данный период должен восприниматься комплекс ИСО-9000/2000, что конечно, требует проведения большого объема работ по созданию отечественной его версии.
Концепция интеграционных и документационных технологий определяет набор правил, регламентов, стандартов, в соответствии, с которыми состоится информационное взаимодействие участников виртуального предприятия. В частности, накоплен определенный опыт взаимодействия при производстве и сопровождении на всех стадиях жизненного цикла наукоемкой высокотехнологической продукции в авиастроении, судостроении, электронной промышленности на основе так называемой CALS-технологий (от англ. Continuous Acquisition and Life Cycle Support), что в российской интерпретации переводится, как ИПИ-технологии (информационная поддержка изделия). Для разработки и ускорения внедрения CALS/ИПИ-технологий во всех сферах производства создана "Российская ассоциация разработчиков и пользователей ИПИ-технологий".
Несколько мировых фирм представляют программные решения для удовлетворения потребностей бизнес сотрудничества в рамках виртуального предприятия. На наш взгляд, эти продукты и услуги позволяют компаниям, входящим в виртуальное предприятие получать выгоды от "сетевого" бизнеса, давать существенные преимущества перед конкурентами, но их использование предполагает наличие достоверной и документально оформленной первичной информации и полного документационного сопровождения всего жизненного цикла продукции предприятия.
Данная методология отличается существенной новизной и в связи с этим на передний план выдвигаются задачи доведения ее содержания, в первую очередь. до руководителей и специалистов информационных служб предприятий, учреждений и организаций всех уровней управления.
С учетом многоуровневого иерархического характера производственно-управленческих связей, представляется, должен быть предусмотрен комплекс работ по формированию государственной политики в области информационно-документационного обеспечения управления на основе единых принципов и платформ CALS/ИПИ-технологий, выработки типовых проектных решений.
Организация делопроизводства - это отрасль по разработке и оформлению официальных документов, организации их движения, учета и хранения. Делопроизводство непосредственно связанно с созданием документов, рассматривает вопросы движения и учета документов. Ведение и организация делопроизводства осуществляется должностными лицами, которые несут ответственность за его организацию, учет и сохранность документов. Организация делопроизводства состоит из этапов: 1) первичная обработка поступивших документов; 2) предварительное рассмотрение документов; 3) регистрация; 4) рассмотрение документов руководством; 5) направление на исполнение; 6) контроль исполнения; 7) формирование дел; 8) оформление дел; 9) передача дел в архив.
Документационное обеспечение управления
В соответствии с ГОСТом Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" документационное обеспечение управления (ДОУ)– это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Термины делопроизводство и документационное обеспечение управления в соответствии с ГОСТом Р 51141-98 употребляются как синонимы, однако между ними все-таки существуют некоторые различия. Первый из них, делопроизводство, преимущественно используется при описании организационной стороны и традиционных приемов работы с документами. Второй – документационное обеспечение управления подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и его лучше употреблять, когда речь идет о компьютерных технологиях работы с документами.
Курсы повышения квалификации секретарей-референтов, помощников руководителя (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя »)
Цель курсов повышения квалификации секретарей-референтов (« курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя ») - предоставление современной и точной информации по делопроизводству, научной организации труда и коммуникационным навыкам. Полноценные « курсы секретаря », « курсы секретарей и помощников руководителя » (72 учебных часа) – это возможность приобрести новые знания и навыки. Профессия секретаря востребована на каждом предприятии, как правило, секретарь отвечает за оформление деловых бумаг и документооборот в секретариате руководителя. Предлагаемые « курсы секретаря », « курсы секретарей, помощников руководителя » позволят соответствовать абсолютно всем современным требованиям, которые только могут предъявить современные работодатели.
Курсы повышения квалификации специалистов в области ДОУ (« курсы делопроизводства » и « курсы документооборота »)
« Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » включают в себя организацию делопроизводства, с учетом лингвистических особенностей служебного документа, основы кадрового документоведения и архивирования, этикет и психологию делового общения, включая имидж сотрудника службы ДОУ. « Курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » позволяют получить необходимые навыки составления и оформления документов предприятий всех видов собственности. Прослушавшие « курсы делопроизводства » и « курсы документооборота » специалисты получают свидетельство государственного образца.
Семинары, круглые столы, мастер-классы по проблемам делопроизводства (« Семинары делопроизводства »)
Предлагаемые программы семинаров, круглых столов, мастер-классов по проблемам делопроизводства (« семинары делопроизводства ») – это интегрированные информационно-консультационные образовательные мероприятия для специалистов в области ДОУ, сочетающие в себе отрасли знаний отдельно по проблемам в сфере делопроизводства, научной организации труда, бизнес-этикета и методики овладения профессиональными навыками. « Семинары делопроизводства » рассчитаны на руководителей и специалистов секретариатов, канцелярий, делопроизводственных и архивных служб коммерческих и государственных структур. « Семинары делопроизводства » носят практический характер, тематика программ подбирается с учетом актуальности и потребности предприятий и учреждений различных форм собственности, численности работающих, сферы деятельности.