"Проблемы разработки стандартов и протоколов взаимодействия систем автоматизации ДОУ"
Таранченко Олег Григорьевич - руководитель отдела
Компании ИнтерТраст
Проблема взаимодействия ИС автоматизации ДОУ возникла не так давно и не как некая теоретическая, "академическая" задача, а как задача сугубо практическая, решение которой востребовано рынком. Востребованность средств интеграции является следствием эволюции этого рынка. На данный момент можно говорить о том, что рынок систем автоматизации ДОУ перешел на новую стадию своего развития. Периоды осознания организациями потребности в подобного рода системах, разработки и становления основных ИС в этой области уже позади. Одновременно растет и число и масштаб инсталляций соответственно ИС. Пока потребность взаимодействия систем или, по крайней мере, совместимость на уровне данных от разных разработчиков проявляется эпизодически. Происходит это или в рамках проектов информатизации крупных структур (а именно, унификации информационной среды объединения организаций, до этого ведших независимую и/или несогласованную информационную политику) или в задачах миграции с одной системы на другую (бывает и такое). Конечно, в каждом конкретном случае всегда можно разработать местное решение. Этот подход применяется на данный момент и, более того, является единственно возможным. Однако, принимая во внимание тенденцию, целесообразна разработка унифицированного интерфейса между различными ИС. Целесообразна, в том числе, и с экономической точки зрения.
С целью разработки такого унифицированного стандарта летом этого (2002) года была организована Рабочая Группа с участием основных компаний-поставщиков ИС автоматизации ДОУ. При наличии такой уникальной возможности непосредственного взаимодействия разработчиков можно было ожидать решения задачи в довольно короткие сроки. Даже, несмотря на то, что собравшиеся за одним столом в большинстве своем являлись прямыми конкурентами. Однако, не все так просто.
Да, разработчики собрались, да, было с чего начать (компания АйТи еще до начала участия в Рабочей Группе разработала спецификацию унифицированного формата сохранения электронного документа "Деловое письмо"), да, есть опыт работы других подобных объединений. Но результат нужен не "какой-то", а такой, который был бы принят не только непосредственными участниками Рабочей Группы. Следует принять во внимание, что кроме коммерческих систем автоматизации ДОУ существуют еще и многочисленные внутренние разработки как коммерческих, так и государственных структур. Здесь становится понятно, что способ взаимодействия такого рода систем должен быть действительно стандартом, т.е. открытой и достаточно полной спецификацией, исходящей "из общего случая", а не частных решений в рамках отдельных разработок.
Таким образом, задача сразу вышла за рамки полу частной задачи интеграции систем, известных и понятных участникам группы.
Ни одна из предлагаемых на рынке коммерческих разработок не создавалась на базе обобщенной постановки. Все они есть продукт эволюции изначально довольно специфичных какой-то организации (заказных) разработок. Типизация, обобщение системы, изначально построенной под чей-то заказ - вообще типичный путь возникновения коммерческих ИС. Т.о., ИС является отражением ожиданий и требований тех организацией, где она когда-либо внедрялась. Это является причиной различности в деталях точек зрения разных поставщиков на одни и те же элементы делопроизводства.
Привести позиции сторон к общему знаменателю можно, если решать задачу с обще-методической стороны. Например, опираясь на нормативные документы ВНИИДАД. Но, опять же, разработчикам проще исходить из опыта практики, нежели из несколько непрактичных нормативных документов.
Выработка терминологической базы заняла больше времени, чем можно было предположить. Сейчас это уже не проблема, однако, некоторое время на это потрачено было.
Получения унифицированных моделей документов недостаточно (напомню, модель от АйТи является неплохой основой). Их получение позволяет решить лишь частную задачу получения интерфейсов для средств импорта-экспорта данных в/из системы целиком (например, при миграции с одной ИС на другую). Взаимодействие ИС - процесс протяженный во времени, со своей динамикой (первичный документ, резолюции, отчеты об исполнении, уведомления и т.п.). По сути, требуется сначала получить функциональную модель процессов, на ее основе модель потоков данных и только лишь после этого можно говорить о протоколах взаимодействия. А протоколы взаимодействия предполагают присутствие технических сообщений.
Справочники. Унификация справочников - проблема достойная отдельного рассмотрения даже вне контекста задачи ДОУ. Широкую известность она имеет "благодаря" соответствующим интеграционным проектам в крупных организациях. Проектам, надо сказать, довольно приоритетным и продолжительным. Для того, чтобы собрать в интегрированную и согласованную среду множество приложений, используемых разными подразделениями, нужно, прежде всего, решить вопрос справочников. Возможные варианты: определение, где справочник первичен (например, по признаку полноты), остальные - потребители, или введение и реализация правил совместного ведения справочников и объединения дубликатов. В любом случае должен решаться вопрос распространения изменений в справочных данных или даже их синхронизация. Организации (контрагенты, корреспонденты, отправители), персоны-адресаты, типы документов и т.д.
|